Земля – едва ли не самое большое богатство любой страны, которое в то же время требует и немалой заботы и защиты. В последнее время почвы нашего государства подверглись значительной деградации в процессе их использования, и связано это не только с сельскохозяйственным производством. Виной здесь и разведка и добыча полезных ископаемых; использование в военной области, строительстве; эксплуатация почв в городском хозяйстве. А среди последствий – подтопление, затопление, оползни, провалы, сели и прочие неприятности. Контролировать продуктивный пласт почвы крайне важно: именно эта задача и стоит перед службой мониторинга почв, которая, к сожалению, еще не сформирована.
Мониторинг почв – это организация количественной и качественной оценки изменений почв во времени, контроля за поступлением и содержанием в почвах всех разновидностей вредных веществ: тяжелых металлов, радионуклидов, нитратов, остатков пестицидов, других химических загрязнителей неорганического и органического происхождения.
Близким к мониторингу почв является мониторинг земель. Под последним согласно действующему Земельному кодексу Украины понимают систему наблюдения за состоянием земель, их целевым использованием в целях своевременного выявления изменений и их оценки; предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов.
Мониторинг земель является несколько более широким понятием, чем мониторинг почв, поскольку первый базируется на втором.
При проведении мониторинга земель оценивают состояние и изменения не только определенных отмен, но и определенных земельных участков в целом, включающих более чем одну почвенную отмену. То есть наблюдения проводятся по определенным производственным единицам землевладения или землепользования. Например, по земельным паям, выделенным в натуре; полям и угодьям фермерских или крупных агроформирований частного типа; землями государственной собственности исследовательских учреждений НААН Украины; землям под лесами; занятым железными дорогами, зданиями и пр.
Мониторинг почв логически связан с земельным кадастром. Ведь он содержит достоверные и необходимые данные по природно-хозяйственному и правовому статусу земель.
Согласно Закону Украины «Об охране земель» земля – это поверхность суши с почвами, полезными ископаемыми и другими природными элементами, которые органично соединены и функционируют вместе с ней. Поэтому, как видим, понятие «земля» несколько объемнее, чем понятие «почва», и отражает разницу между мониторингом почв и мониторингом земель.
Мониторинг земель, как и мониторинг почв, является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель и почв может быть национальным, региональным и локальным.
Основной задачей системы мониторинга почв является накопление информации с целью отражения общей картины состояния почвенного покрова.
Особенно важно осуществлять мониторинг почв, подвергшихся мелиоративному влиянию, – осушению и орошению. Многочисленные исследования свидетельствуют, что в результате мелиорации часто происходят негативные изменения почвенного покрова. Почвы подвергаются воздействию деградационных процессов, таких как вторичное засоление и осолонцевание, подтопление, заболачивание, дегумификация, биологическое сгорания торфов, что приводит к формированию смогов, вредных для здоровья людей, и пр.
Значимой для контроля состояния почв является также оценка их эффективного плодородия. Здесь главными являются показатели количества и качества продукции, а также содержание токсичных элементов в пищевых продуктах.
Очень важной проблемой в организации мониторинга почв является выбор объектов, то есть ключевых участков, где осуществляется контроль периодическими измерениями, отбором образцов почв и растений и их анализ.
В качестве объектов мониторинга почв целесообразно использовать следующие:
Сейчас все чаще речь идет об общем мониторинге биосферы, фауны, флоры и человека. Такой мониторинг означает сочетание мониторинга почв с мониторингом других объектов окружающей среды. Он направлен на контроль биосферы в целом, чтобы не допустить негативного развития всех ее компонентов, создать оптимальные условия для существования всего живого на планете и в том числе – экологически безопасные условия жизнедеятельности человека.
Ключевую роль в этом играет проблема мониторинга почв: они все чаще рассматриваются как важнейший компонент биосферы.
Согласно Положению о государственной системе мониторинга окружающей среды, утвержденному Правительством Украины еще в 1998 году, обязанности по ведению мониторинга почв возложены на различные Министерства и ведомства:
Сейчас система мониторинга в Украине все еще формируется. Но некоторые элементы мониторинга почв имели место и ранее:
В последнее время предпринимается немало шагов по формированию современной системы монтиторинга земель в нашем государстве. Очевидно, что такая система должна быть создана на базе существующих учреждений и организаций, имеющих отношение к мониторингу почв, поскольку для организации этой задачи требуются значительные средства. Эта система должна быть единой, унифицированной для всей страны, иметь четкие иерархические уровни, взаимосвязанную и хорошо скоординированную систему управления и исполнения.
На пути реализации задачи внедрения такой системы есть и ряд проблем, в частности:
В прошлом (да и сейчас) исследовали почвы различные организации, однако все они изучали только те показатели почв, которые их интересовали. То есть подход был узковедомственным. Например, Государственный комитет (теперь Государственное агентство) водного хозяйства Украины больше интересовался водными свойствами почв и в меньшей степени вторичным засолением, осолонцеванием, дегумификацией и агрофизической деградацией почв. А при определении содержания гумуса различные организации использовали различные методы. К тому же, отбор образцов каждая организация проводила в разных местах и в неодинаковые сроки. Не принималась во внимание значительное сезонная динамика содержания органического вещества в почвах и пр.
Мониторинг почв – сложный, многоэтапный процесс. Он направлен на систематическое получение объективной всесторонней информации о состоянии земельных ресурсов с целью упорядочения земельных отношений, определения цены на землю и подбор соответствующих мер регулирования состояния земель.
Согласно концепции, утвержденной Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам (теперь это Держгеокадастр Украины), внедрение мониторинга будет осуществляться поэтапно. Он будет начат на землях, находящихся в так называемом кризисном состоянии.
Для проведения этих работ необходимо выявить кризисные зоны, их типы, создать специальные полигоны и организовать систематические исследования с целью оценки направлений дальнейшего развития земель, приостановления или устранения негативных явлений в развитии земельных ресурсов.
Возникли вопросы – пишите на электронную почту: info@apk.hlr.ua. Мы поможем!