Как устроен кадастр, зачем нужна система кадастровой нумерации и как работает на конкретном примере, какие правила механизма поддержки земельных операций – об этом и многом другом читайте в статье.
Система земельного кадастра предусматривает прежде всего учет конкретных элементарных земельных участков, которые реально существуют на местности. Например, объектом земельного кадастра являются те земельные участки, которые должны быть выделены в натуре для владельцев государственных актов на землю, полученных в процессе проведения приватизации земли, принадлежавшей бывшим коллективным хозяйствам.
Каждый земельный участок должен иметь соответствующие координаты, границы и номер. В связи с этим в Украине введена единая система кадастровой нумерации земельных участков (ЕСКНЗУ).
ЕСКНЗУ обеспечивает уникальность кадастрового номера каждого земельного участка в течение всего периода его существования. Она также поддерживает механизм формирования земельных участков. Здесь имеется в виду, например, выделение части или слияние нескольких земельных участков в один и т.п.
ЕСКНЗУ удобная и гибкая с точки зрения компьютерной реализации, а также содержит в себе дополнительную информацию относительно географического местоположения земельного участка в пределах административно-территориальной зоны. Эта система является единой как для сельской местности, так и для населенных пунктов на всей территории Украины.
Кадастровые номера присваиваются всем земельным участкам, независимо от того, в чьей собственности они находятся, находятся они в арендном или любом другом использовании. Ведение ЕСКНЗУ возложено на государственные и другие землеустроительные организации.
Структура кадастрового номера земельного участка является единой на всей территории Украины и имеет соответствующую иерархическую структуру. Это можно проиллюстрировать на примере одного из зарегистрированных в кадастровой книге земельных участков в Киевской области, получившего номер 10:10:02:01:118.
Для удобства в городах и поселках городского типа земельные участки могут объединяться в кадастровые кварталы, а те, в свою очередь, в кадастровые зоны (для крупных городов).
Для отображения размещения и нумерации учетных кадастровых единиц (земельных участков, кадастровых кварталов, зон) на территории соответствующей административно-территориальной единицы верхнего уровня (района, города и т.д.) создаются индексные кадастровые карты (ИКК). Они разрабатываются соответствующими уполномоченными землеустроительными организациями.
При приватизации земельных участков в процессе осуществления земельной реформы меняются также границы землевладений и землепользований. Одни земельные участки могут присоединяться к другим, часть земельного участка может выделяться и использоваться отдельно или же присоединяться к другому земельному участку. С этой целью разработан механизм поддержки операций с земельными участками.
Этим механизмом предусмотрено следующее:
Организационно-структурное построение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АСВГЗК) включает соответствующие учреждения на национальном, областном, районном (городском) и местном уровнях.
На местном уровне эти работы проводятся землеустроителями сел и поселков. К их функциям относятся сбор исходных данных, передача их на районный уровень, а также предоставление услуг юридическим и физическим лицам.
На районном (городском) уровне ведение земельного кадастра организовывают районные отделы земельных ресурсов, отделы и управления земельных ресурсов городов. Конкретные работы проводятся земельно-кадастровыми учреждениями соответствующего подчинения.
На региональном уровне создан земельно-кадастровый центр Автономной Республики Крым и областные земельно-кадастровые центры, которые подчиняются соответственно Государственному Комитету Автономной Республики Крым по земельным ресурсам и землеустройству и областным управлениям земельных ресурсов.
К компетенции областных и республиканского Автономной республики Крым земельно-кадастровых центров относятся:
На национальном уровне, который обеспечивается Государственной службой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, создан Центр государственного земельного кадастра. Основные его функции по АСВ ГЗК такие:
АСВ ГЗК построена на сборе, обработке и передаче соответствующей кадастровой информации. Первоочередной для этого является собственная информационная база, однако используются картографические материалы не только из землеустроительных органов, а также и с других смежных министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
Правительством Украины была утверждена программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра. Госкомзем (теперь Госгеокадастр) в свою очередь разработал основные мероприятия по реализации этой программы. Среди них, в частности, оснащение современными геодезическими приборами, GIS- и GPS-системами соответствующих учреждений, разработка единой системы классификации и кодирования информации, разработка принципов совместимости системы автоматизации на разных уровнях управления земельными ресурсами, соответствующая подготовка и переподготовка кадров и многое другое.
В то же время много внимания уделяют опыту развитых стран мира. С этой целью в свое время Министерство юстиции Украины даже подписало соглашение с австрийским правительством по реализации в Украине совместного проекта по созданию системы единого государственного земельного реестра, подобно тому как это делается в Австрии. В этой стране система земельного реестра является одной из лучших в мире. В частности, в земельном реестре предусмотрено освещение полной информации о правовом и географическое положении, природных свойствах участка, его плодородии и пр.
В целом среди основных тенденций совершенствования системы земельного кадастра в мире, которые стоит учесть и Украине, можно назвать такие:
И в завершение. По расчетам ученых не менее 40% ВВП Украины создается за счет использования земельных ресурсов. Эти цифры еще раз демонстрируют важность управления землей как национальным богатством страны. И хотя система регистрации земли направлена прежде всего на обеспечение защиты прав индивидуальных землевладельцев, однако она также является инструментом национальной земельной политики и средством поддержки экономического развития. Кроме того, земельный кадастр как способ системы регистрации земли и национальной земельной политики в значительной мере определяет характер земельных отношений в обществе. Обеспечение функционирования всех его составных частей позволит гарантировать постоянство землепользования. А это в конечном итоге означает обеспечение прав субъектов земельных отношений на конкретные земельные участки, постоянство их хозяйственного использования, территориальной (пространственной), экономической и экологической устойчивости.
Возникли вопросы – пишите на электронную почту: info@apk.hlr.ua. Мы поможем!